Понятие завещания, его особенности

История завещания

завещание правовой институт

Наследование представляет собой один из древнейших правовых институтов, тесно связанный с процессом формирования и укрепления собственности как экономической и правовой категории. «В связи с этим, - как справедливо отмечает А.А. Богданова - отражение представлений о праве собственности в нормах о наследовании, историческая эволюция способов регулирования наследственных правоотношений может служить чутким индикатором социально-политического и экономического развития каждого конкретного государства в определенный период времени» Богданова А.А. Завещание как сделка в наследственном праве России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - М., 2005. - с.7

Завещанием называют распоряжение гражданином своим имуществом на случай смерти. Существующая после смерти человека воля должна была быть выражена в одностороннем акте, который получил название testamentum. В римском праве легально под завещанием понимались любые распоряжения на случай смерти. При этом действовало правило: наследование по завещанию непременно исключает наследование по закону; оба порядка вместе действовать не могут.

Таким образом, первоначально юридическое значение завещания состояло в том, что, во-первых, оно полностью или частично исключало наследование по закону и, во-вторых, позволяло завещателю своею волей определить судьбу своего имущества на случай смерти, хотя абсолютной свободы такого распоряжения не было, так как закон устанавливал определенные ограничения.

Как волевой, сознательный акт человека, порождающий правовые последствия, завещание признавалось односторонней сделкой и могло составляться человеком, обладающим способностью это сделать. Обязательным элементом содержания завещания являлось назначение наследника, хотя завещатель мог делать и иные распоряжения (завещательные отказы, отпущение рабов на волю, назначение опекуна).

Выработанное римскими юристами понятие завещания по сути не изменилось в наше время. Возможность совершения завещания и свобода завещания являются элементами содержания свободы человека и гражданина. Предоставляя право гражданам распоряжаться имуществом по своему усмотрению при жизни, не логично лишать их возможности распорядиться им и на случай смерти. Появившись после наследования по закону, наследование по завещанию приобретает приоритет. По мнению И.А. Покровского, «если известная характеристика Фердинанда Лассаля - «для римлянина завещание было тем же, чем для египтянина его надгробный памятник», - представляется некоторым преувеличением, то, во всяком случае, не подлежит сомнению, что с точки зрения общего духа римского права наследование по завещанию стоит на первом месте» Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Статут, 1998. - С. 494.

Кроме того, в римском праве было разработано понятие легата, то есть завещательного отказа. Под легатом понимались безвозмездные завещательные распоряжения наследодателя о выдаче наследниками некоторых денежных сумм или вещей определенному лицу, в силу чего возникает сингулярное наследование. Римское право знало множество видов легата:

  • · легаты специальных вещей;
  • · легаты совокупности вещей (universitas):
  • · легаты суммы или количества означали право легатария получать сумму и количество из наследства без индивидуализации рода. Лицо, обязанное легатом, выдавало легатарию вещь по своему выбору;
  • · легат алиментов - назначался до зрелого возраста легатария: до 18 лет для мужчин, до 14 лет для женщин, но в отдельных случаях мог быть назначен
  • · до смерти легатария;
  • · легат ренты относился к легату вещей, заменяемых по видам, выдача которого повторялась в известные периодические сроки (legatum annum, mensttruum), имеющиеся в наследстве;
  • · легат вещей, определенных по роду (generic): легатарий мог избрать одну вещь из целого рода наследства, например, одну лошадь;
  • · легат требования (legatum nominus) обязывал наследника уступить легатарию иск против должника завещателя (action utilis);
  • · легат долга ((legatum debiti) существовал тогда, когда завещатель назначал в легат свой долг кредитору. Кредитор становился легатарием;
  • · легат вещных прав наделял легатария вещными правами, правами залога или освобождал легатария от прав, которые завещатель имел на эту вещь;
  • · легат освобождения от долга давал легатарию право требовать от наследника освобождения от долга или защищаться против иска со стороны наследника по этому долгу;
  • · альтернативный легат обеспечивал легатарию право выбора вещей, указанных в завещании, при этом правом выбора пользовались и лица, обязанные легатом. Крайнова Т.В. Завещательный отказ и завещательное возложение в нотариальной практике. // Нотариальный вестник. - 2011.- №3.- с.42-43

На Руси первая идея завещания появилась вместе с христианством и церковью. Она возникла из заботы умирающего о своей душе, о развязке с земными делами и об устройстве земных отношений. От того мы видим у себя не тестамент в его римском юридическом значении, а духовную память, составляющую завет умирающего остающимся в живых.

В русском праве допетровских времен преобладала старинная форма канонического права - объявлять завещание, или составлять его при священнике, духовном отце, с двумя свидетелями. Завещание словесное в этом смысле однозначно с письменным; но письменная форма завещания является сама собой, как средство к утверждению памяти. Не удивительно, что в этом значении завещание, как дело духовное, стало, прежде всего, подведомо церковной, а не государственной власти, и что в области церковного права появились первые правила относительно формы завещания, как скоро обнаружилось необходимость утвердить подлинность последней воли и оградить ее юридическую неприкосновенность. Но эти правила касались почти исключительно формы и внешних обрядностей завещания.

Таким образом: «В России завещание возникло из нравственно духовных отношений, а не из юридических: этим объясняется и неопределенность юридической идеи завещания, ощущаемая в законе и в практике XVIII-XIX столетий» Маслова Е.В. Происхождение завещания и история его в Русском праве. // Нотариальный вестник. - 2005.- № 9. - с.55

С Петра Великого в России начинается новый период завещательного права. Оно должно было изменить свой вид и по тому уже одному, что дела о завещаниях были изъяты из церковного ведомства и предоставлены ведению светской власти. Но эта перемена сама по себе не могла прибавить юридической определенности к идее о завещаниях. Объясняется это тем, что духовная власть имела готовое, хотя и неполное, руководство - Кормчую книгу, с законами греко-римского права, а суды гражданские лишены были этого руководства.

Российское законодательство знало некоторые особенные формы завещаний, а так же распоряжения, имеющие вид завещательных. Ему так же были известны некоторые договоры, подлежащие исполнению после смерти. К особенным формам завещаний относились: походные завещания, явленные и записанные в походе за границей военно-походными канцеляриями, имеющие силу крепостных; морские завещания - отданные на сохранение начальнику или другому старшему при двух свидетелях военного или казенного судна, либо корабельному писцу купеческого судна.

Больничные завещания, составляемые в публичных госпиталях, считались действительными, если они были подписаны смотрителем или заведующим госпиталем

Заграничные завещания русские подданные могли составить по обрядам иностранного государства либо в русской миссии или консульстве. Закон, однако, имел приписку о том, что завещание хотя и возможно было составить по обрядам иностранного государства, но содержание его должно было быть «сообразно законам имущества».

В СССР в связи с недостаточным развитием института частной собственности, завещание не было выражением полной свободы завещателя. Гражданин был вправе, составив завещание, указать в нем, кому должны после его смерти перейти принадлежавшие ему сбережения, предметы домашней обстановки и обихода, автомобиль и т. д. Однако, недвижимость, прежде всего, квартиры, находились в собственности государства и завещать их было нельзя.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >