Дюжина новостей 2007 года

1. Налоговому "терроризму" в России грядет конец

С 1 января 2007 г. вступили в силу новации Налогового кодекса РФ, принятые с целью усовершенствования администрирования налогов и сборов.

Главные поправки касаются проведения камеральных налоговых проверок (документальных). Для таких проверок, например, установлен перечень документов, которые требуются для проведения контрольного мероприятия. Также утвержден закрытый перечень случаев, когда у налогоплательщика возникает обязанность по предоставлению дополнительных документов.

Кроме того, изменяются правила проведения выездных налоговых проверок, а их количество и сроки проведения ограничиваются. В частности, одну организацию можно проведать с проверкой не более двух раз в календарный год. "Растягивать" удовольствие на несколько месяцев, а то и лет, уже не получится: в строго определенных случаях проверка может продлиться с двух до шести или девяти месяцев. Но на это требуется решение вышестоящих инстанций.

Если же при повторной выездной проверке "всплывают" новые нарушения, не выявленные при первой, за них налогоплательщик не наказывается. Правда, есть оговорка: тут не должно быть сговора между проверяемым и контролером.

Понятие встречных проверок Налоговым кодексом не предусмотрено, но налоговики смогут требовать документы у контрагентов или третьих лиц, связанных с проверяемым "клиентом".

С 1 января освобождаются от ответственности налогоплательщики за то, что последовали неправильному (как впоследствии оказалось) совету в официальных разъяснениях Минфина - не начисляется не только штраф, но и пени. Приоритет разъяснений Минфина над пояснениями налоговиков также четко утверждается.

Говоря о других новациях первой части НК РФ, следует упомянуть, что теперь органы Федерального казначейства не принимают налоговые платежи в иностранной валюте: обязанность по уплате налогов должна исполняться только в рублях.

Организации численностью более 250 человек должны учесть: с 1 января 2007 г. декларации и расчеты налогов инспекция будет принимать только в электронном виде. Как объясняют в Федеральной налоговой службе, речь идет о защищенных каналах связи. Иными словами, таким организациям сдавать отчетность надо с помощью Интернет-технологий, а не на бумаге и дискетах. В противном случае обязанность налогоплательщика не будет признаваться исполненной - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. Минфин не намерен отменять НДС по просьбе малого бизнеса

Попытки обсуждения дальнейших перспектив налоговой реформы между бизнесом и властью в последнее время становятся все более похожими на разговор о совершенно разных предметах. Хотя формально встречи бизнес-объединений с представителями Минфина проходят все чаще, серьезными успехами в лоббировании своих интересов не может похвастаться, пожалуй, ни одно предпринимательское сообщество. Так было при обсуждении пакета поправок о налоговом администрировании, принятом совсем не в том варианте, как рекомендовали предприниматели. То же можно наблюдать и в попытках добиться снижения НДС и ЕСН, на чем настаивают Российский союз промышленников и предпринимателей и «Деловая Россия».

На заседании президиума защищающей интересы малого и среднего бизнеса «Опоры России» предприниматели попытались обсудить с представителями Минфина проект основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы (правительство приняло их на заседании 2 марта 2007 г., поручив ведомствам доработать).

И опять представления о том, какими должны быть долгосрочные перспективы развития налоговой системы, у Минфина и предпринимателей радикально разошлись. Основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы, по мнению ОПОРЫ, не затрагивают тех важных проблем, которые беспокоят малый бизнес. В первую очередь надо отменить или заменить другим налогом НДС как самый коррупционный налог, считает вице-президент ОПОРЫ Александр Паперно. Нужно дать дополнительные инвестиционные льготы предприятиям и радикально снизить ЕСН, уверен он. Спецрежимы, действующие сегодня для малого бизнеса, по его мнению, фактически делают непреодолимой границу между крупным и малым бизнесом, так как малые предприятия, не являющиеся плательщиками НДС, не могут быть поставщиками средних и крупных компаний. Ни одно из этих предложений в основных направлениях налоговой политики не фигурирует, подчеркнул представитель ОПОРЫ.

НДС лучше вообще отменить как оборотный налог, согласился с ним вице-президент ОПОРЫ Владислав Корочкин. «Непонятно, когда была потеряна суть этого налога, это должен был быть налог только с добавленной стоимости, а не с цены продажи», - напомнил он. Надо снижать не номинальную, а реальную нагрузку на бизнес, по аналогии с тем, как банки обязали публиковать эффективную ставку кредита, государство также должно объявить эффективную ставку налогообложения, уверены в ОПОРЕ. "У государства есть сейчас довольно большой финансовый «жирок», и сегодня как раз тот момент, когда можно попытаться смоделировать новую конструкцию налогообложения, - уверен г-н Паперно. - И даже если что-то не получится, государство много не потеряет". Представитель Минфина не согласился с такой постановкой вопроса.

Проект трехлетнего бюджета построен исходя из понижательного тренда нефтяных цен. Учитывая, что в ближайшие два года страна может столкнуться со сложностями в финансировании пенсионной системы, поэтому никакой речи о снижении ЕСН быть не может, пояснил директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин. Согласившись с тем, что НДС самый "коррумпированный" налог, он отметил, что коррупция - проблема всех государственных структур, и это не повод для отмены налога. Все причины плохого администрирования этого налога, по мнению чиновника Минфина, лежат за рамками Налогового кодекса, в частности, это недостатки в регистрации юрлиц и плохое взаимодействие с банковской системой.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить