Традиционные формы и методы работы с посетителями музеев

Мемтод (от др.-греч. мЭипдпт -- путь) -- систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В нашем же случае мы рассматриваем методы работы с посетителями музеев т.е совокупность действий с посетителями музеев во время экскурсий для достижения цели,а в нашем случае это необходимость заинтересовать посетителя того или иного музея дав ему необходимый набор информации.

В первой главе автор данной курсовой работы хотел рассмотреть традиционные формы и методы работы с посетителями музеев. К традиционным формам работы относятся:

Относительно данных показанных, в учебном пособии «Основы музееведения», опубликованном в 2005г. Российским институтом культурологии и Государственным институтом искусствознания, в качестве традиционных (базовых) форм названы следующие: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), музейный праздник, историческая игра

В классификации музейно-педагогических форм, предложенной музееведом Ботяковой О. А., выделены два класса: класс элементарных (базовых, простых) форм и класс комплексных форм. К элементарным формам она отнесла экскурсию, лекцию, консультацию, музейное занятие, музейный урок, спектакль, концерт, дефиле (демонстрация моделей одежды), бал, мастер-класс[19;145]. При этом критериями разделения элементарных форм на два типа послужили функции: образовательно-воспитательная и рекреационная. Так, производными от образовательно-воспитательной функции стали лекция, консультация, музейный урок и музейное занятие, а производными от рекреационной функции названы экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал и мастер-класс.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в музейной педагогике позволяет произвести классификацию современных форм музейно-педагогической деятельности, в основе которой лежит критерий использования музейного предмета или музейной экспозиции. Вводимый критерий является чрезвычайно важным при определении музейной формы деятельности и способствует более четкому разграничению музейного или немузейного содержания данной формы работы. Использование вышеназванного критерия позволило разделить музейно-педагогические формы на следующие:

  • 1) базовые формы;
  • 2) синтетические формы;

3) немузейные формы;

4) формы организации аудитории при музее.

Базовые формы (традиционные) - это исторически сложившиеся формы: лекция, экскурсия и консультация, в которых музейный предмет или музейная экспозиция являются неотъемлемой частью музейно-педагогического процесса[20;86].

Основной формой музейно-педагогической работы является экскурсия. Экскурсия представляет собой одну из основных и пожалуй главных форм, методом которой является ролевое общения, т.к. каждый участник диалога действует в пределах регламента: определенный стиль поведения задан и ролью экскурсовода, и ролью экскурсанта. И, как правило, роли эти выполняются, «играются» охотно. Но одновременно с тем, что экскурсия строится по определенному сценарию, она представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод общается со своей аудиторией непосредственно и имеет возможность корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение - чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода.

Экскурсия требует подготовки. Работа начинается с формулировки темы, определения целей и задач, составления библиографии (источников и исследований), работы с литературой. Далее ведется работа с экспозицией: отбираются объекты показа, разрабатывается маршрут экскурсии, определяются ее структурные части, изучаются сведения о предметах на основе фондовой документации, вырабатываются оптимальные методы представления экспонатов, логические связи между объектами и возможности перехода в процессе экскурсии от одного экспоната к другому.

На основе результатов этой работы автор экскурсии пишет ее текст и составляет развернутый план. В плане излагается цель экскурсии, дается ее структура, краткое содержание тем и подтем, маршрут, состав объектов показа (экспонатов) и время для их показа, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, делаются заключения о характере группы, на которую ориентирована экскурсия .

На основе плана проводится пробная экскурсия. Она позволяет определить достоинства и недостатки потенциальной экскурсии и выработать методы их устранения. По результатам этого этапа работы составляется методическая разработка экскурсии. Она строится по той же теме, что и развернутый план, но помимо основного метода, дополняется развернутым перечнем методических приемов, рекомендованных для работающих с этой экскурсией экскурсоводов. Итоговый документ обсуждается на методическом совете музея и утверждается руководством.

После утверждения экскурсии она осваивается экскурсоводами. Экскурсовод должен быть компетентен, т.е. владеть темой на высоком профессиональном уровне, быть готовым ответить на вопросы, в том числе и профессионалов. Ошибки или неточности снижают впечатление от экскурсии, «убивают» интерес посетителя не только к конкретной экскурсии, но и к посещению музеев вообще. Важно и то, как экскурсовод произносит текст. Он должен быть выучен наизусть, но этого мало. Экскурсия не произнесение текста, а рассказ. Экскурсовод должен владеть вниманием аудитории, реагировать на настроение участников экскурсии и т.д.

Посещение музея для большинства людей обычно ассоциируется либо с участием в организованной экскурсии, либо с «индивидуальным» осмотром экспозиции. Однако экскурсия отнюдь не единственная форма культурно-образовательной работы музея. Представление о количестве форм культурно-образовательной работы в музееведческой литературе варьируется от десятка и более.

Число этих форм - постоянно меняющаяся величина: одни формы появляются, другие сходят на нет, переставая удовлетворять запросы публики. Например, популярные в 1950-1970-е гг. «воскресные чтения», «устные журналы», «дни музеев» на предприятиях или в учебных заведениях явно утрачивают свою актуальность.

Одна из традиционных форм массовой работы музеев, наряду с экскурсией, - лекция. Лекции могут объединяться в циклы - лектории. Организация лекториев в отечественных музеях предпринимается уже во 2-й половине XIX в.

Музейная лекция, которая представляет собой систематическое, последовательное устное изложение определенной темы с обязательным привлечением музейных предметов в качестве дополнительного источника информации и демонстрационного материала[20;89].

Необходимо отметить, что одними из самых ранних форм культурно-образовательной деятельности, устанавливающих коммуникационные связи между музеем и посетителями, были лекции. По мнению М. Ю. Юхневич, музейные лекции, для чтения которых первоначально приглашались ведущие специалисты в той или иной области знания (лекции по биологии в Политехническом музее в Москве читал К. А. Тимирязев, по физике - А. Г. Столетов и П. П. Лазарев, по воздухоплаванию - Н. Е. Жуковский), во многих музеях стали использоваться раньше других форм. Такие лекции, распространявшие знания и пропагандировавшие новые научные достижения, являлись настоящим событием общественной жизни и собирали большое количество музейных посетителей. В конце XIX - начале XX в. музейные лекции и экскурсии получили распространение как часть системы внешкольного образования.

Необходимо подчеркнуть, что музейная лекция является недостаточно эффективной музейной формой, оторванной от музейной экспозиции и не использующей ее потенциал. Тем не менее, как первая культурно-образовательная музейная форма, она является базовой музейной формой. Она выступает как традиционная, статичная, групповая, познавательная форма, хотя поведение аудитории колеблется от активного к пассивному.

Как статичная форма музейно-педагогической деятельности лекция послужила основой для создания новых статичных форм музейной работы. Производными от базовой формы лекции являются лекторий, музейный урок, школа в музее, учебный курс, дискуссия, конференция (научные чтения) и др.

Особенность музейной лекции - тесная ее связь с музейными коллекциями. Даже если не демонстрируются сами предметы, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, дубликатов, фотографий, слайдов и т.д. Современные технические средства позволяют придать музейной лекции совершенно другой вид, чем это было еще несколько десятилетий назад.

Примером может служить работа относительно нового музея “истории политических репрессий и тоталитаризма Пермь-36”. Где экскурсия по музею являются главной, но не единственной формой работы с посетителями, и на протяжении двух последних лет в мемориальном комплексе регулярно проводятся "уроки истории". Для этих целей служит специально оборудованный выставочно-демонстрационный зал, интерьер которого стилизован под Дворец культуры 1930-х годов (колоннада, расписной купол). На стенах висят плакаты и фотографии той эпохи. Оснащение зала позволяет показывать кинофильмы и слайдфильмы с фонограммой.

Консультация. - практически единственная, имеющая индивидуальный характер (идет ли речь о консультациях в экспозиции или в научных отделах музея). Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея. Представляется, что она очень перспективна в связи с тенденцией увеличения в музеях индивидуальных посетителей, осматривающих экспозицию без экскурсовода. Но, к сожалению, пока консультант в залах отечественного музея - достаточно редкое явление, тогда как во многих зарубежных с таким специалистом (главным образом - волонтером) посетитель встречается часто[20;83].

Роль консультанта сродни роли экскурсовода, но работа ведется не с массовым, а с индивидуальным посетителем (или очень узкой группой, объединенной общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией). Достаточно часто консультации оказываются в рамках кружковой, клубной работы музеев. Индивидуальный посетитель часто оказывается «брошенным». В настоящее время музеи уделяют больше внимания организации консультаций. Огромную роль играет появление новых технических средств, а следовательно и форм оказания консультационных услуг, прежде всего, компьютерных справочников, каталогов, информационных систем, открывающих новые возможности и для музеев, и для посетителей, пример которых мы можем найти в большинстве Петербургских музеев ,даже явный пример которых в большом количестве мы можем найти в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Научные чтения (конференции, сессии, заседания) также относятся к числу классических, традиционных форм, возникших в период становления культурно-образовательной деятельности музея. Они являются средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов проводимых музейными сотрудниками исследований, способом установления и развития контактов с научной общественностью. Подобные заседания являются традиционными для многих крупных, да и не очень больших музеев. Обычно они проводятся в одно и то же время, часто приурочиваются к юбилейным датам, посвящаются памяти той или иной личности, а иногда - итогам деятельности за год. Примечательно, что на этих сессиях все чаще заслушиваются сообщения об исследованиях в области культурно-образовательной деятельности музея, что еще раз свидетельствует о том, что музейная педагогика обретает научный статус[20;83].

Перечисленные базовые формы предполагают главным образом пассивное участие аудитории. Однако среди традиционных форм есть и такие, которые направлены на включение людей в активную деятельность. Это клуб, кружок, студия. Активность аудитории является их общим признаком, но это качество проявляется в названных формах с различной степенью интенсивности.

Первоначально в рамках краеведческой работы музеев вырабатывались такие формы работы, как кружок, студия, клуб и т.п. Все это формы массовой работы, призванные объединить единомышленников. Принципиальное отличие между ними зависит от способа организации объединения. Тематика кружков, студий задается самим музеем исходя из его представлений о направлениях массовой просветительской работы и корректируется в зависимости от проявленного интереса к их работе или отсутствия такового.

Клуб - самоорганизующийся организм. Студии, кружки, клубы возможны и вне музеев. В рамках музеев специфика их деятельности состоит в активном участии музейных специалистов. Кружки, студии, как правило, возглавляет работник музея, выступающий в роли педагога, консультанта, методического руководителя. Что касается клубов, то они имеют Советы (или иные руководящие органы), в которые включаются музейные специалисты. Музейный специалист выступает в работе клуба как профессиональный консультант и в проведении каких-то исследований, и в подготовке выставок, и собственно как научный консультант. Кроме того, клубы получают помещения в музее. Каких-то возрастных ограничений для организации клубов или кружков нет (только с большой «натяжкой» можно отнести студию и кружок к «детским» формам работы, а клуб - ко «взрослым»). На общих собраниях того или иного клуба обсуждаются планы, отчеты приклубных секций и кружков. По тематике и содержанию деятельности клубы очень разнообразны (как разнообразны интересы, которые может инспирировать музей). Наиболее часто встречаются клубы любителей старины, краеведов, знатоков Отечественной войны 1812 года, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров (нумизматов, филателистов, фалеристов).

Работа клубов базируется на музейной тематике, в ней широко используются музейные коллекции, наконец, часто она значительно обогащает музейную деятельность[17;64].

Явное участие клуба в деятельности музея мы можем рассмотреть на примере "Зеленогорского музея ретро-автомобилей" и "Музея Авто" в Выборге, где основу экспозиции музеев составляет коллекция старейшего петербургского клуба «Ретро-Юнион». В коллекции клуба нет случайных экспонатов. Каждый автомобиль специально разыскивают по всей территории бывшего СССР, а затем тщательно реставрируют, так что все выставленные машины в отличном состоянии и на ходу.

Музей ретро-автомобилей г. Зеленогорске задуман как постоянно меняющаяся выставка: часть экспозиции будет обновляться ежемесячно, часть - каждые полгода. На тематических выставках можно будет ознакомиться с экспонатами из личных коллекций членов клуба. Ежемесячные экспозиции посвящены культовым фигурам автомобильной вселенной.

Зарубежные музеи имеют опыт организации «клубных» музеев. Таким примером музея-клуба для жителей может служить «Музейный дом» в Токубая (трущобный район Мехико). Экспозиция музея намеренно выстраивается на предметах типовых, филиал не «охотится» за уникальными экспонатами. Зато его экспозиции, выставки и вся работа ориентированы на жителей этого отнюдь неэлитарного района. Музей выполняет роль клуба для местных жителей: дети получают там навыки грамотности, подростки пополняют школьный запас знаний, музей ведет социальную работу со взрослыми - женщинами, подвергающимися насилию в семье, безработными и т.д. Подобный клуб на базе музея представляет собой и «Анакостия» - филиал Национального музея истории и техники в Вашингтоне, созданный в 1967 г. в негритянском районе Вашингтона83.

Достаточно часто родственные кружки и клубы объединяются в музейные центры, как, например "Зеленогорский музей ретроавтомобилей" который ведёт выставочную деятельность и работает совместно и одновременно с "Музей Авто", дополняя друг друга.. В рамках центров проводятся конкурсы, викторины, олимпиады. Они способствуют знакомству участников с музейными коллекциями и закреплению теоретических знаний через освоение музейных экспозиций.

Изменения в понимании функций музея в обществе, характерное для ХХ века, особенно второй его половины, заставляет музеи искать новые, нетрадиционные формы работы с посетителем. Самое «раздражающее» в классической концепции взаимоотношений с посетителем, с точки зрения многих специалистов по музеологии, это позиция «учителя жизни», которую музей занимал в европейской культуре с момента своего появления в период Возрождения. Современный человек чаще всего обладает достаточным образовательным уровнем, сформированным школой, есть возможности приобщиться к информации гораздо более легкими способами, не требующими физического перемещения в пространстве (кино, Internet и т.д.). В таких условиях для формирования «музейной потребности» музею приходится переносить основную нагрузку в своей работе с посетителем с «образования и обучения» на «развлечение и организацию досуга».Поэтому та же хотелось бы обратить внимание на формы, которые в большей степени ориентированы на удовлетворение потребности людей в рекреации, отдыхе, разумных развлечениях. К ним, безусловно, можно отнести, такую, как встреча с интересным человеком. Актуализации этой формы приходится на 1960-1970-е гг., когда начался процесс высвобождения музея из оков политизации, и одновременно росла посещаемость музеев. Посетителей привлекали не только коллекции, но и возможность общения, личной встречи с замечательной личностью - участником события, знатоком темы, коллекционером[20; 87].

Стремление к подобным публичным формам общения постепенно ослабевало, хотя названная форма - встреча с интересным человеком - остается в арсенале культурно-образовательной деятельности музеев и по-прежнему привлекает людей возможностью непосредственного общения с незаурядной личностью.

Ролевые игры стали популярной формой музейной культурно-образовательной работы с детской аудиторией. Примером могут служить музеефицированный центр Великобританского города “Лестер”,реконструированный по состоянию на 18 в.в где дети в самодельных костюмах сшитых по фасонам того времени ,пекут хлеб в пекарне, работают в ткацкой мастерской, продают в лавке свои изделия туристам (Снос. № 1 стр 486)

Так же на На Параде музеев 2002 г. в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева об интересном опыте применения игр в работе с детской аудиторией рассказывали работники Музея истории г. Арсеньева. В музее создали программу-игру изучения народного костюма через изготовление новоделов: аналогов крестьянских костюмов конца XIX - начала ХХ вв. Дети учатся изготавливать небольшие изделия с применением техники народных промыслов, им разрешают примерить изготовленные музейными работниками новоделы, под руководством музейных работников они разыгрывают ролевые спектакли: деревенскую свадьбу, посиделки, масленицу и др.

Одна из самых популярных форм работы с посетителем - мастер-класс. Как форма «связи с общественностью» (PR-работы) мастер-класс зародился вне музея и был частью рекламных кампаний фирм-производителей, в основном технических и т.п. товаров для дома. Впоследствии эта форма, из-за успешности воздействия на зрителя, оказалась востребована и другими общественными структурами, заинтересованными в пропаганде своей деятельности (Приложение № 4).

В рамках музейной работы мастер-классы имеют определенное своеобразие. Первыми их начали применять этнографические музеи, включавшие в процесс демонстрации экспозиционных комплексов ансамблевого типа живые «экспонаты»: актеров, демонстрировавших, как жили люди данной культуры, эпохи, как изготовлялись и использовались различные предметы в повседневной или праздничной жизни этих культур. В этом смысле мастер-класс в музее можно воспринимать и как еще один метод построения музейной экспозиции. Мастер-класс предполагает активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления этих предметов, что позволяет посетителю стать активным участником экспозиционной работы.

Примером, когда вся экспозиция музея выстроена под проведение на ее основе мастер-классов, является «сайт-музей» (музеефицированный город) Уильямсберг (Вирджиния, США), открытый для публики в 1934 г. Служители музея одеты в одежду XVIII - начала XIX в., «демонстрируют», как шла жизнь в те времена. Как работали кузнецы, магазин дамских шляпок и т.д. Созданные на глазах у посетителя предметы-сувениры предлагаются на продажу.

В последние годы дальневосточные музеи активно используют мастер-класс как форму работы. В рамках Владивостокских биеннале визуальных искусств Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева организует мастер-классы с демонстрацией традиционных обрядов, песенной и танцевальной культуры коренных народов Дальнего Востока, мастер-классы по икебане как традиционному японскому искусству и т.д.

В октябре 2001 г. в Троицком краеведческом музее (филиал Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова) была проведена выставка-ярмарка изделий сувенирной продукции мастеров Нанайского района. В рамках проекта прошел мастер-класс для туристов из Канады. Народные умельцы - резчики по дереву, вышивальщицы - расположились на территории парковой зоны с сувенирами и незаконченными работами. Мастера предлагали зрителям самим попытаться изготовить изделия по старинной технологии. Музей признал, что организация мастер-класса активизировала продажу сувениров.

Задачу развлечения посетителя (как взрослого, так и детского) успешно решает музейный праздник (Приложение № 5).

Внедрение музейного праздника в сферу культурно-образовательной деятельности музея обычно относят к 1980-м гг., что позволяет считать его новой формой. Общность и новизна заключаются в неформальной атмосфере

праздничности (что отличало эту форму от прежних церемоний), в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство. Праздник служит их сохранению и возрождению. Наконец, «сам факт проведения праздника. уже представляет собой попытку вернуть к жизни традиционную форму отдыха человека». И в этом заключается, быть может, самая большая привлекательность музейного праздника для людей, которые пытаются обрести утраченные традиции проведения праздников без демонстраций и трибун, с одной стороны, или телевизора и застолья, с другой. Иными словами, благодаря музейному празднику вообще возрождается традиция праздника как одной из форм бытования культурного наследия. Эффект музейного праздника зависит от того, насколько удается активизировать аудиторию, вовлечь зрителей в праздничное действо, разрушить границы между «зрительным залом» и «сценой». Органично это происходит во время проведения детских праздников, особенно тех, которые завершают занятия в кружках или студиях. Им предшествует большая и дружная подготовительная работа, длительное ожидание праздника, не менее волнующее, чем он сам[20;88]. Музейные праздники могут устраиваться в форме презентаций - мероприятий, призванных выгодно представить и раскрыть суть некого продукта (таким продуктом могут выступать музейные и научные издания и т.д.). Например, для представления научного сборника О.В. и И.В. Семеновых «Традиционная свадьба» в 1999 г. была устроена презентация с участием фольклорного ансамбля «Традиция», представившего свою программу «Ах эта свадьба…».

Интегральные формы культурно-образовательной работы получают все большее распространение в современной музейной практике. Выбирая предпочтительные формы работы, музей должен учитывать интересы своей аудитории (реальной и потенциальной), изучать эти интересы и потребности, обеспечивая обратную связь музей-посетитель.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >