Местное самоуправление Швейцарии

Политическая жизнь в Швейцарии проходит на трех уровнях: конфедерация, кантоны и общины. Исходя из принципа субсидиарности, именно общины Швейцарии издавна понимаются как первоначальные ячейки политического сообщества. Швейцарец рассматривает себя, прежде всего, как члена общины, затем уже как гражданина кантона и, соответственно, Швейцарии.

Большая значимость местного самоуправления имеет два важных следствия. Во-первых, гражданство Швейцарии предоставляется на местном уровне. То есть, чтобы стать гражданином страны, нужно стать членом общины, и вопрос о принятии новых членов решается местными властями. Во-вторых, политические деятели всегда начинают свою карьеру на местном уровне, переходя затем на кантональный, и позднее на федеральный уровень.

Для Швейцарии характерно многообразие форм местного самоуправления (гетерогенность). Каждый кантон самостоятельно определяет вопросы организации местного самоуправления, поэтому практически в каждом кантоне своя система и свои особенности. Всего в Швейцарии около 2900 общин с самым разным статусом. В некоторых кантонах муниципалитеты большие и влиятельные, в других кантонах это местные объединения, не имеющие никакой власти. Самый большой муниципалитет - город Цюрих (более 300.000 жителей), в самом маленьком муниципалитете Ларгарио (кантон Тессин) проживает 10 жителей. Получается, что в некоторых общинах проживает намного больше жителей, чем в маленьких кантонах; в других же население не превышает 100 или 200 человек. Больше половины общин насчитывает в среднем до 1000 жителей. Большие города с населением в 10 000 жителей составляют лишь 4% от общего числа общин. В этих городах сконцентрировано около половины всего населения Швейцарии. Размеры территории общин варьируются от 0,3 кв.км до 282 кв.км. По сравнению с другими европейскими странами, исключая Францию, Грецию и Исландию, среднестатистический размер территории швейцарских общин является самым маленьким.

Автономия общин считается государственно-правовым принципом на уровне Конституции, и нарушение ее может вызвать со стороны соответствующей общины обращение с государственно-правовым иском в федеральный суд. Однако принцип автономии общин был внесен в Федеральную Конституцию только в 2000 году.

Сегодня перед муниципалитетами Швейцарии стоят непростые задачи. Они должны адаптироваться к современным условиям и глобализации, что требует повышения эффективности управления. Разделение полномочий между муниципалитетами и кантонами, финансовое выравнивание между богатыми и бедными муниципалитетами, проблемы больших городов и их пригородов - вот темы, которые регулярно обсуждаются швейцарской прессой.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >